Загадка Константинова
В нашем городе, где закон шести рукопожатий работает в упрощенном алгоритме – нужного человека можно найти через одного-двух знакомых – оказалось почти невозможным отыскать автора монументальных барельефов, что украшают знаковые здания Алматы.
Исследователи архитектуры Адильжан Псяев и Давид Камински несколько недель искали информацию о Викторе Константинове и любые упоминания о нем в документах тех лет. Из справочника «Художники Казахстана», вышедшем в 1987 г., они узнали, что наш герой родился в 1926 г. в Иркутской области, окончил Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. Мухиной, участвовал во Второй Мировой войне.

Многие его работы сохранились до сих пор – например, декоративная композиция перед гостиницей «Алатау». В кинотеатре «Арман» им были созданы фасадные барельефы общей площадью 220 кв. м, и «корона» – кованое ограждение по периметру кровли со сложным орнаментальным рисунком. Команда неустанно исследовала архивы, но не могла найти ни чертежей «короны», ни каких-либо данных о семье Константинова.

В Государственном музее искусств им. Кастеева не смогли ничего рассказать – художник нигде не выставлялся, работал только как монументалист. Валерия Ибраева, искусствовед и автор книги «Монументальное искусство Казахстана», также не обладала информацией о Викторе Иннокентьевиче, как и бывший руководитель Союза художников Сауле Бультрикова.
Поиски, как ходьба по лабиринту, всюду упирались в тупик. Расследование стало напоминать сюжет романа Дэна Брауна, за одним исключением – случай не подкидывал никаких зацепок и подсказок. Спустя месяцы работы мы даже не знали, жив ли художник.

Архитектор и автор проекта кинотеатра «Арман» Александр Коржемпо рассказывал, что до Алматы они с Константиновым вместе работали во Фрунзе – ныне Бишкек. Стало ясно, что без поездки в столицу Кыргызстана не обойтись, но там Адильжан и Давид смогли найти лишь несколько его работ – остальные не пощадило время и собственники зданий (см. Поиск языка Константинова).

Казалось, поиски окончены и личность художника останется инкогнито. Но в начале февраля 2019 году участница команды арт-куратор Дильда Рамазан случайно узнала, что ее друг Леонид Хан, молодой художник, в 2011 году написал портрет Виктора Константинова.

Мы встретились с Леонидом в кинотеатре «Арман» и узнали, что Виктор Иннокентьевич умер, так и не увидев своего портрета.

Это был проект, который художники сделали с Союзом ветеранов, решив запечатлеть на холсте оставшихся в живых фронтовиков. «Кого-то мы привозили в студию, общались с ними и делали зарисовки. Константинов не мог приехать к нам по состоянию здоровья, поэтому мы поехали к нему сами. Несмотря на плохое самочувствие, он сам открыл нам дверь. Опираясь на стены, он тихо передвигался по квартире. Дома также был его второй сын, которого семья усыновила; у него была какая-то тяжелая болезнь, он был обездвижен», вспоминает Леонид.
Портрет Константинова. Художник: Леонид Хан
«Мне запомнились удивительно добрые глаза Константинова, даже сквозь пелену старости они сохранили блеск, искру. Он рассказывал о своих работах, о «Конькобежцах» на Медео. В войну он дошел до Берлина, попав на фронт вчерашним школьником», говорит художник.

Перед выставкой в Доме ветеранов Леонид позвонил Константинову, чтобы пригласить на открытие и предложил заехать за ним, но Виктор Иннокентьевич ответил: «Нет, можете не заезжать, меня уже не будет в живых». Когда художник позвонил ему в следующий раз, чтобы отдать портрет, ответила уже его супруга.

К сожалению, Леонид не смог вспомнить адреса квартиры Константинова, а телефонный номер давно потерялся. Мы узнали чуть больше о нашем герое, но так и не нашли ниточку, связывающую с его семьей.

Не теряя надежды, 5 апреля, Дильда отправилась в Алматинский городской совет ветеранов, чтобы найти контакты родных Константинова, которые могут проживать в Алматы. Оказалось, что в совете не хранят данные умерших ветеранов...