Возрождение
Возвращение кинематографа в «Арман» после развала советской системы кинопроката заняло больше десяти лет. В начале 2000-х кино стало снова набирать популярность и публика своим интересом оживила рынок. Начали появляться новые кинотеатры в новых для людей центрах притяжения – торгово-развлекательных центрах.

В тот период директором «Армана» стал Бауржан Шукенов. «Пришлось учиться все эти годы, чтобы успеть за техническим прогрессом и обеспечивать устойчивость киноцентра. Цифровая проекция за считанные годы тогда сменила пленочную, а сейчас такими же темпами уходит в прошлое уже и эта технология, уступая место лазерным проекторам. Новые вызовы бросает нам интернет и стриминговые сервисы. Я уверен – чтобы не умереть, кинотеатры должны стать новой платформой», говорит он.
Я уверен – чтобы не умереть, кинотеатры должны стать новой платформой
— Бауржан Шукенов, председатель попечительского совета фонда Батырхана Шукенова, директор кинотеатра «Арман»
Дочь Бауржана Шукенова Наргиз считает, что сегодня кинотеатр не должен быть безликим продолжением бутиков в молле и продавать развлекательные услуги одинакового репертуара массовому потребителю. «У кинотеатра должна быть миссия, лидерство. «Арман» в идеале – это кинотеатр, выставочное и образовательное пространство, которые предлагают провести время в компании единомышленников, среди людей с общими ценностями. Миссия культурных объектов – оставаться актуальным, адекватным и свободным», говорит Наргиз.

Реконструированный «Арман» в 2000-х годах был для нее первым кинотеатром. Отец повел ее туда в красный зал на фильм Брайана Де Пальмы «Миссия на Марс» еще до того, как возглавил легендарный кинотеатр.

«Когда папа начал там работать, кинотеатр стал обыкновенной формой моего досуга и моим местом силы. Я тусовалась либо у друзей, либо в кинотеатре», рассказывает Наргиз. «Я могла смотреть кино бесплатно, поэтому смотрела все. Много моих детских воспоминаний связано с «Арманом»: презентация альбома «Отан ана» дяди Батыра, концерты, презентации, тусовки, съемки. Это было модное место, но лет 10 назад мне стало казаться, что многое устарело и требует изменений. Спустя 5 лет мне это стало уже максимально очевидным».
У кинотеатра должна быть миссия, лидерство. «Арман» в идеале – это кинотеатр, выставочное и образовательное пространство, которые предлагают провести время в компании eдиномышленников, среди людей с общими ценностями.
— Наргиз Шукенова, директор Фонда Батырхана Шукенова, основательница фестиваля Clique Film Festival
Время снова изменилось, и «Арман» тоже меняется. То, что происходило с этим зданием и что ждет его впереди, недавнее присоединение Burger King и открытие Starbucks, переосмысление фасадов и интерьеров по-своему отражает происходящее с обществом и его идентичностью. «Мне сложно предсказать какую новую форму примет этот процесс, но по «Арману» вполне можно отследить и измерить то нагромождение слоев и смыслов, которое сопровождает нашу новейшую историю», говорит Наргиз.
Одним из слоев, который был скрыт, но возвращен на поверхность, стало панно на втором этаже. Полтора года назад Бауржан Шукенов начал рушить гипсокартоновую стену, за которой был скрыт барельеф. Почти двадцать лет из своей полувековой истории он был скрыт от глаз людей после реконструкции – его эстетика не соответствовала требованиям времени. «Когда панно открылось нам – изувеченное, прошитое металлом, но все еще живое – Бауржан сказал: «Вы чувствуете, как задышало здание?». И мы действительно почувствовали», говорит главный редактор сайта Vласть Светлана Ромашкина. «Когда меня позвали на открытие барельефа, мне уже была понятна значимость события. Случись это 10 лет назад, я бы, наверное, отнеслась к этому иначе. Осознание ценности художественного наследия возвращается к нам постепенно, после долгих лет забвения этого искусства и архитектурного вкуса в целом», признается она.

Сам Бауржан Шукенов считает именно эту находку толчком к изменениям в «Армане». «Мы начали понимать смысл архитектуры, ее значение в формировании среды человеческой жизни. В Алматы есть уникальные вещи, сформировавшие ту среду, в которой развивалась наша культура. Многое в свое время было сделано бездумно и важно возвращать энергетику наших зданий. Я физически ощутил ее возрождение, меня все время тянет сюда», рассказывает Бауржан. Его дочь называет обнаружение панно «неким восстановлением справедливости».
Фотограф: Дастан Жумагулов
Я уверена, что «Арман» прячет в себе еще много интересного – нужно просто относиться к нему с должным уважением
— Светлана Ромашкина
Светлане «Арман» напоминает шкатулку с сокровищами. «Когда убрали пристройку входной группы, там обнаружилась табличка из 1960-х. Потом в Кыргызстане, на берегу Иссык-Куля нашли скульптурную композицию девушки из кинотеатра, которую когда-то подарили городу Чолпон-ата», говорит она. «Я уверена, что «Арман» прячет в себе еще много интересного – нужно просто относиться к нему с должным уважением и исследовать его, как любое другое достояние. Ведь он самый настоящий памятник – не только архитектуры, но и нашей жизни».