Манифест
|
Мы задумывали это приключение как проект возвращения алматинскому кинотеатру «Арман» одного из элементов фасада, утраченных при смене исторических эпох – декоративной кованой «короны» с уникальным сюжетным рисунком, обрамлявшей периметр кровли. Нас вдохновляли идеи сохранения архитектурного наследия как аутентичного замысла мастеров, создававших его.
Наш проект-исследование по кусочкам восстановил утраченный облик «короны», от которой не осталось ни авторских чертежей, ни целостных изображений
Мы собрали преданную и профессиональную международную команду, постоянно советуясь с главным архитектором проекта кинотеатра и со специалистами в области охраны памятников. В работе, занявшей почти год и географически вышедшей за пределы Алматы и Казахстана, наши усилия встречали множество вызовов, а сам проект стал поводом для того, чтобы задуматься о вопросах, которые вначале не стояли перед нами.

Как архитектурные объекты, знаковые для своего времени, переживают отрицание прежних идеологем? Как общественные здания меняют свои функции под влиянием радикальной смены экономических парадигм? Что считать истинной идентичностью архитектуры, век которой выпал на время перемен – первоначальный облик или наслоившиеся исторические пласты?

Наш проект-исследование по кусочкам восстановил утраченный облик «короны», от которой не осталось ни авторских чертежей, ни целостных изображений. Этот сложный процесс стал для нас бесценным опытом, который мы собрали в алгоритм действий для архитекторов или энтузиастов, желающих заняться вопросами возвращения наследия.

Фрагмент короны
Кроме того, наша команда изучила прошлое кинотеатра в изменчивом историческом контексте и обнаружила в архивах ранее неизвестные кадры, документы и факты. Мы попытались сделать антропологический анализ жизненного цикла «Армана» как здания, кинотеатра и общественного пространства. Отдельной миссией проекта также стал непростой поиск информации о художнике Константинове, авторе «короны».

В фасадах и интерьерах этого архитектурного объекта сохранился дух мечтателей эпохи освоения космоса, и за годы сложных общественных трансформаций – и конструктивных изменений самого здания – этот дух не был утерян.

В последние годы уже были предприняты попытки очистить сам «Арман» и его атмосферу от излишеств, возникших на его теле в годы перемен. Была приведена в свой первоначальный вид входная группа, а в интерьеры возвращается то, что было поспешно и необдуманно утеряно. Вместе с тем, новое время диктует зданию новые функции и меняет его облик, хотя уже не столь агрессивно. В полувековой истории «Армана» по-своему отражается полвека истории Казахстана и, в частности, Алматы.
Мы хотим задать вопросы, ответы на которые не хотим и не будем монополизировать
Мы восстановили образ того, как выглядела «корона» , но смысл нашего проекта вышел за рамки художественной реконструкции. Мы хотим задать вопросы, ответы на которые не хотим и не будем монополизировать. История появления этого образца глубоко идеологического советского монументализма, как и история его уничтожения – нешаблонного и эстетически сложного декора – провоцирует все новые вопросы.

Как случилось то, что случилось? Почему «корона» должна была появиться и как вышло, что она пропала без следа? Может быть, ее нынешнее отсутствие – это и отсутствие части нашей памяти? Или она уже и не нужна совсем – либо не нужна в своем первоначальном виде?

Мы хотим продолжить дискуссию об архитектурном наследии, которую начали наши коллеги и простые алматинцы, новыми вопросами о примирении с прошлым, о прогрессизме в социуме и архитектуре, о праве на память и о романтизации тоталитаризма. Поняв то, как мы относимся к истории через исследования архитектуры, возможно, мы поймем свое отношение к прошлому.
Команда проекта
Особая благодарность
Дэнис Кин
Исследователь
Василий Сорокин
Фотограф
Адиль Назаров
Ассистент архитектора
Наргиз Шукенова
Соавтор «Арман Алма-Ата. Истоки»
Дастан Бисенов
Соавтор «Арман Алма-Ата. Истоки»
Айдар Найзагарин
Диджей, промоутер